Суть духовного постижения
Мы различаем множество ступеней и отличий в мирах, но необходимо знать, что все, что говорится о ступенях и отличиях, все это говорится только относительно получающих от этих миров, согласно правилу: «То, что не постигнуто, не может быть названо по имени». Причина состоит в том, что «имя» выражает постижение — как человек дает имя только после постижения объекта, согласно этому постижению.
И потому во всем существующем выделяются относительно духовного постижения 3 отличия:
1) Ацмуто (Высший непостигаемый, буквально «Он сам») — об этом мы вообще не говорим, потому что корень и источник творений начинается от замысла творения, где они включены как «конец действия в начальном замысле».
2) Бесконечность — это суть замысла творения, состоящая в том, чтобы «дать творениям наслаждение, называемое Бесконечностью» (бесконечное наслаждение).
И это связь между Высшей силой и душами. Эта связь понимается нами, как желание насладить творения. Бесконечность — это начало действия. И называется светом без сосуда, но там начинается источник творений, т.е. связь Творца с творениями, называемая желанием насладить творения. Это желание начинается с мира Бесконечности и нисходит до мира Асия.
3) Души, получающие наслаждение, находящееся в желании дать наслаждение.
Бесконечность называется так потому, что та связь, которая существует между Ацмуто и душами, понимается нами, как желание насладить творения. А кроме этой связи между нашим желанием насладиться и желанием Творца насладить нас, нет у нас никакой возможности ничего исследовать, ощущать, выяснять о нашем существовании. И только с того места, где начинается это действие. И называется эта связь «свет вне сосуда», и там находится корень творений, т.е. связь, существующая между Творцом и творениями, называемая «желание насладить творения». И это желание начинается от мира Бесконечности и продолжается до мира Асия.
А все миры относительно себя определяются как свет вне сосуда, где нет возможности обсуждать что-либо, потому что без душ миры определяются как Ацмуто. И нет никакой возможности их постижения не относительно постигающих их душ.
А то, что мы определяем так много деталей в мирах, — это оттого, что детали эти там — в виде сил (потенциальных) — чтобы затем, когда появятся души, раскрылись детали эти в душах, получающих высшие света в мере своего исправления и готовности — тогда раскрываются эти детали в действии. А пока души еще не постигают высший свет, то миры относительно самих себя определяются как Ацмуто.
А относительно душ, получающих от миров, определяются миры как Бесконечность. И это оттого, что эта связь, которая существует между мирами и душами, т.е. то, что миры дают душам, это исходит из замысла творения, являющегося отношением Ацмуто к душам. И эта связь называется Бесконечностью.
Все множество имен — только относительно получающих. Поэтому первое имя, раскрывшееся как корень творений, называется Бесконечность. А раскрытие этого имени остается без всяких изменений. Все сокращения, скрытия, изменения происходят только относительно получающих. А Он — постоянно светит в своем первом имени и называется «Желание бесконечно насладить творения». А то, что возникает затем как конец — это исправления относительно получающих, чтобы смогли получить свет.
Высший свет состоит из двух составляющих: постигающий и постигаемое. И все, что мы говорим о высшем свете, это только впечатления постигающего от постигаемого. Но каждый в отдельности, т.е. постигающий отдельно и постигаемое отдельно, не называются именем Бесконечность. И постигаемое называется именем Ацмуто, а постигающий называется душой, новое, часть от общего. И оно новое в том, что создано в нем желание получать. И оттого творение называется «созданным из ничего».
Относительно себя определяются все миры как единое целое, и нет изменений в высшем, духовном, а самые высокие названия не обозначают свет, когда он сам по себе: ведь это Ацмуто, непостигаемое. А все сфирот и детали, описывающие то, что в них, это только то, что человек постигает в Нем.
Поэтому Творец, желая, чтобы мы постигли и поняли Его желание насладить творения, создал наши органы ощущений именно такими и в этой мере определились в нас различные детали. Потому что общий орган ощущений называется желанием получить, и он делится на множество частей, согласно мерам, которые получающие готовы получить. В этом соотношении появляется множество различий и отличий, называемых «подъем», «падение», «нисхождение», «распространение», «исчезновение» и прочее.
Поскольку желание получить называется «творение», «новосозданное», то именно с проявлением этого желания возможно говорить о мироздании. «Говорить» — значит определять детали впечатлений. Потому что здесь есть уже общие отношения между высшим светом и желанием получить.
И это называется — свет и сосуд. Но о свете вне сосуда нельзя говорить, потому что свет, который не постигается получающим, определяется как Ацмуто, которого не дано постичь.
Отсюда поймем, что обращение к Творцу содержит две составляющих:
1) Творец. Это относится к Ацмуто, об этом запрещено говорить, как сказано выше.
2) То, что нисходит от Него. Это определяется как свет, распространяющийся в наших сосудах, т.е. внутрь нашего желания получить, и называется именем Бесконечность. Это связь, которая есть у Творца с творениями относительно Его желания насладить творения, где желание насладить определяется как распространяющийся свет, достигающий в своем конце желания получить.
А когда желание получает распространяющийся свет, оно называется распространяющийся свет по имени Бесконечность, и он приходит к получающему с помощью множества скрытий, чтобы низший смог получить его.
Находим, что все детали и различия создаются именно в получающем, относительно и согласно его впечатлениям, ощущениям. Но необходимо отличать в сказанном: когда говорим о мирах, говорим о «потенциале», а когда получающий постигает эти отличия, они называются «в действии».
Духовное постижение — это когда постигающий и постигаемое соединены. Потому что если нет постигающего, то нет и постигаемого, так как нет того, кто бы мог определить вид постигаемого. Поэтому определяется это как Ацмуто, и нет там места для слов. А как можно сказать, что постигаемое обретает какой то вид относительно самого себя? Мы можем говорить только о месте, в котором наши органы чувств получают ощущения от распространяющегося света, являющегося желанием Творца насладить творения, и приходящего к получающему в действии. К примеру, рассмотрим такой предмет как стол. Наши органы чувств ощущают его как твердую вещь, а также фиксируют его размеры. Но это не обязывает к тому, что стол будет выглядеть так же для того, у кого иные органы чувств, ведь тот иной, воспринимает стол своими органами ощущений. А мы не можем ничего определять относительно его ощущений, потому что не имеем его органов ощущений.
Отсюда следует, что мы не можем сказать, какую форму имеют миры относительно Творца, а мы постигаем их только относительно наших органов чувств и своих ощущений. Поэтому сказано, что нет изменений в свете, а все изменения происходят только в сосудах, т.е. в наших органах ощущения, и все измеряется согласно нашим представлениям. Поэтому, если несколько людей смотрят на один и тот же духовный объект, все равно каждый постигает его согласно своему представлению и ощущению, и каждый видит иные свойства. Так же в самом человеке меняются свойства в зависимости от его подъемов и падений, как сказано выше, что свет — он простой, а все изменения только в получающих его.